Для получения качественного и надёжного дорожного покрытия используется много разных материалов. Пожалуй, самым распространённым из них является щебень. Он применяется на всех стадиях строительства дороги: от создания основания до оформления обочин и откосов.
Добыча щебня.
Виды щебня.
-
Гранитный щебень. Самый распространённый и широко применяемый при строительстве дорог материал. Имеет высокие прочностные характеристики (марка прочности М 1200 – 1400), высокую морозостойкость (марка морозостойкости F300 – F400, то есть без потери основных свойств материал способен выдерживать 300 – 400 циклов замерзания и оттаивания). Эти свойства позволяют использовать гранитный щебень при строительстве дорог с высокими нагрузками и в разных климатических условиях.
-
Гравийный щебень. Имеет показатели прочности и морозостойкости, немного уступающие гранитному щебню. В дорожном строительстве может использоваться практически без ограничений, как при сооружении оснований дорог, так и в отделочных работах.
-
Известняковый щебень. Имеет прочность, значительно уступающую материалу из гранита, что ограничивает его использование при строительстве дорог с высокими предполагаемыми нагрузками и в качестве верхнего слоя дорожных одежд. Известняк подвержен вымываемости, поэтому, как правило, не используется в условиях высокой влажности и подтопляемости участков дорог. Однако, низкая стоимость, доступность и морозостойкость, делают этот вид щебня востребованным при строительстве дорог.
-
Вторичный щебень. Используется для отсыпки дорог, не предполагающих высоких нагрузок, а также для отделочных работ.
Свойства материала.
При выборе щебня для дорог учитываются многие показатели, среди которых наиболее важными являются прочность, морозостойкость, экологичность. Прочность строительного материала определяется максимальными нагрузками, которые он способен выдерживать без разрушения. Для дорог с высокими нагрузками отдаётся предпочтение гранитному или гравийному щебню.
Важным показателем является морозостойкость материала. От этого напрямую зависит долговечность дороги. Естественный радиационный фон щебня может ограничить его использование в пределах населённых пунктов. Все свойства строительного материала отображены в сертификатах и другой технической документации.
Использование щебня в дорожном строительстве.
Данный материал может использоваться на всех этапах дорожного строительства. При сооружении нижнего слоя дорожных одежд щебень подвергают тщательному уплотнению. При строительстве дорог с высокими предполагаемыми нагрузками используются послойная укладка материала с тщательным уплотнением каждого слоя.
Нижние слои дорожного основания изготавливают из щебня крупных фракций (40 – 70 миллиметров). Такие размеры материала обеспечивают долгий срок службы дороги без нарушения целостности её покрытия. Верхние слои изготавливаются из материала средних фракций (20 – 40 миллиметров) и обеспечивают устойчивость верхних слоёв дорожных одежд.